jesus Опубликовано: 27 июля 2022 Опубликовано: 27 июля 2022 В философии бытие - это материальное или нематериальное существование вещи. Все, что существует, есть бытие.Онтология-это раздел философии, изучающий бытие. Бытие-это понятие, охватывающее объективные и субъективные особенности бытия. Бытие в философии 20 в Возрождение интереса к проблеме Б. в 20 в. сопровождается критикой неокантианства и позитивизма. При этом философия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.), считая принцип опосредования спецификой естеств. наук и ориентирующегося на них сциентизма (опосредованное знание имеет дело только с отношением, но никогда – с самим Б.), апеллирует к непосредств. знанию, интуиции, – но не интеллектуальной интуиции рационализма 17 в., а интуиции иррациональной. Согласно Бергсону, Б. – это поток творческих изменений, неделимая непрерывность, или длительность, которая дана нам в интроспекции; Дильтей видит сущность Б. в историчности, а Шпенглер – в историч. времени, составляющем природу души. По-иному восстанавливается роль Б. в феноменологии. Неокантианскому принципу «значимости», отнесённому к субъекту, А. Мейнонг противопоставляет понятие «очевидности», исходящей от объекта и потому строящейся не на нормативных началах (долженствовании), а на основе Б. В основе теории познания Мейнонга – различение объекта и Б., сущности (Sosein) и существования (Dasein). Требование очевидности как критерия истинности лежит и в основе феноменологич. «усмотрения сущности»; однако фактич. ориентация Э. Гуссерля на психологию (как и Ф. Брентано, он считает непосредственно постигаемыми лишь феномены душевного мира) обусловила постепенный переход его на позиции трансцендентализма, так что подлинным Б. у позднего Гуссерля стал не мир «истин самих по себе», а имманентная жизнь трансцендентального сознания. В персоналистич. онтологии М. Шелера Б. – это личность, понимаемая как не объективируемая в её глубинной сущности «субстанция-акт», отнесённая в своём Б. к верховной личности – Богу. Возрождая традицию августинианства, Шелер, однако, в отличие от Августина, рассматривает высшее Б. как бессильное по отношению к низшему: по Шелеру, духовное Б. не более изначально, чем Б. слепой жизненной силы, которая определяет собой реальную действительность. Отталкиваясь, как и М. Шелер, от неокантианства, Н. Гартман объявил Б. центр. понятием философии, а онтологию – гл. филос. наукой, основой как теории познания, так и этики. Б., по Гартману, выходит за пределы всякого сущего и потому не поддаётся прямому определению, но исследуя – в отличие от конкретных наук – сущее как таковое, онтология тем самым касается и Б. Взятое в своём онтологич. измерении, сущее отличается от предметного Б., или «бытия-в-себе», т. е. объекта, противоположного субъекту; сущее как таковое не является противоположностью чего бы то ни было. М. Хайдеггер видит задачу философии в раскрытии смысла Б. сущего. В «Бытии и времени» (1927) Хайдеггер вслед за Шелером раскрывает проблему Б. через рассмотрение Б. человека, критикуя Э. Гуссерля за то, что он рассматривает человека как сознание (а тем самым – знание), тогда как надо понять его как Б. – «здесь-бытие» (Dasein), которому свойственны «открытость» («бытие-в-мире») и «понимание бытия». Бытийную структуру человека Хайдеггер называет «экзистенцией». Не мышление, а именно экзистенция как эмоционально-практически-понимающее сущее открыто смыслу Б. Предлагая увидеть Б. в горизонте времени, Хайдеггер тем самым объединяется с философией жизни против традиц. онтологии: как и Ф. Ницше, он видит источник «забвения бытия» в платоновской теории идей. Поворот к Б. был начат в рус. философии 19 в. Вл. С. Соловьёвым. Отвергая вслед за Соловьёвым принципы отвлечённого мышления, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др. выдвинули в центр рассмотрения вопрос о Б. Так, Франк показал, что субъект может непосредственно созерцать не только содержание сознания, но и Б., которое возвышается над противоположностью субъекта и объекта, будучи абсолютным Б., или Всеединством. Отправляясь от идеи Всеединства, Лосский сочетает её с учением об индивидуальных субстанциях, восходящим к Лейбницу, Г. Тейхмюллеру и А. А. Козлову, выделяя при этом иерархич. уровни Б.: пространственно-временные события эмпирич. мира, отвлечённо-идеальное Б. универсалий и третий, высший уровень – конкретно-идеальное Б. сверхпространственных и сверхвременных субстанциальных деятелей; трансцендентный Бог-Творец есть источник Б. субстанций. Т. о., в 20 в. наметилась тенденция возвращения Б. его центр. места в философии, связанная со стремлением освободиться от той тирании субъективности, которая характерна для новоевропейской мысли и составляет духовную основу индустриально-технич. цивилизации. ellizonx 1
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас